Тема: Многослойная акварельная живопись. Лессировка.
Техника акварели:«лессировка», не менее 5 слоев;
Временные ограничения сеанса: без ограничений;
Рекомендации по выбору сюжета: любой сюжет, исходя из ваших возможностей;
Рекомендуемая литература для изучения темы: (2 файла PDF в архиве RAR, скачать с сайта VK)

Немного теории:

Лессировка – это многослойная живопись (в нашем случае акварельная, однако метод нанесения красок подобным образом заимствован из масляной живописи).Техника заключается в последовательном нанесении полупрозрачных слоев краски на бумагу, благодаря чему формируется объем и достигается светящаяся глубина цвета. Первый слой может быть заложен как «по сухому», так и «по мокрому», все последующие слои кладутся на просохшие предыдущие.

«Лессировка — классический прием живописной техники, на котором построено колористическое богатство многих шедевров живописи. Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Лессировочная техника основана на прозрачности красок, благодаря которой возможно глубокое просвечивание их. Это качество красок дает наибольшую интенсивность цвета» («Техника акварельной живописи» П.П.Ревякин)

Наши современники теперь редко пользуются классической техникой лессировки, предпочитая более быстрые, смелые и смешанные техники, если в работах и присутствует наложение цвета на цвет – это обычно не более 2-3 слоев. Чтобы познакомиться с тем, какой неповторимой глубины цвет получается при работе в этой технике, можно изучить работы мастеров Италии, Франции, Англии XVII-XIX веков. Работы русских мастеров: братьев Брюлловых, М.А.Врубеля, П.П.Чистякова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова и других художников XIX века. В идеале, чтобы понять, что такое лессировка, нужно видеть в оригинале работы мастеров, потому что никакие цифровые изображения не передадут вам их бархатистость и внутреннее свечение. В книге «Основные способы акварельной живописи» А.К.Назарова есть подробное описание способов многослойной живописи, которым пользовались эти художники, очень рекомендую к изучению.

Задание будет состоять в применении этой техники на практике, по возможности попробуйте не торопиться и выполнить максимальное количество слоев, хотя бы не менее пяти. Если вы выполняли в «Базовых упражнениях» «Цветовые таблицы» и «Лессировочные решетки», самое время достать пачку с экспериментами и пристально изучить. Эти упражнения были специально выбраны, чтобы на практике оценить, какими цветами поверх каких допустимо выполнять наложение цвета, а какие дадут «грязный» цвет. В многослойной живописи это особенно важно. Так как однослойную акварель довольно сложно написать так, чтобы она производила впечатление «грязной», а при нанесении многих слоев одно неудачное перекрытие может испортить долгую работу и многие предыдущие слои.

Основные этапы работы

  • Немаловажный этап: пойти в музей и увидеть акварельные работы мастеров лессировки в оригинале. Если вы никогда не видели своими глазами, как выглядит классическая лессировка, вы просто не будете иметь представления, к чему надо стремиться. Картинки в интернете бледная тень того, что вы увидите и почувствуете, изучая оригиналы. Многослойная акварельная живопись в три слоя в интернет-уроках – это не лессировка, что бы в этих самых уроках не говорилось.
  • Выберите хорошую бумагу, она должна быть устойчивой к истиранию, так как довольно часто при отсутствии опыта приходится смывать некоторые участки, где краска уже лежит глухо. Очень важно, чтобы каждый следующий слой не перекрывал по цвету предыдущий, чтобы белизна и свежесть бумаги сохранялась на всем протяжении работы до самого ее завершения, только тогда может получиться эффект свечения и, как говорится, акварель будет «дышать». Если не удалось – смывать (смывание можно использовать как прием живописи, так как часть пигмента остается на бумаге и этот слой выглядит воздушно, остается набрать интенсивность цвета и тона в тенях). Работая в этой технике, вы можете подготовить бумагу любым привычным и удобным вам способом: работать на склейке или в альбоме, приклеить к планшету лист малярным скотчем или натянуть ее на планшет и дождаться полного высыхания. На мой взгляд, удобнее всего работать на бумаге, натянутой на планшет, так как она не коробится в процессе работы, а увлажнение с обратной стороны листа в этой технике не требуется.
  • Тщательный предварительный рисунок как никогда необходим. Если в быстрых экспрессивных акварельных техниках неточности рисунка незаметны под впечатлением от смелых мазков и интенсивности цвета, в этой технике любая неточность будет сразу заметна зрителю. Чтобы сохранить чистоту листа, если рисунок сложный, выполняйте его на отдельном листе, а затем переводите на основную работу, едва касаясь карандашом поверхности бумаги. Тыльной стороной ладони не размазывайте и не касайтесь рисунка и бумаги.
  • Вода в банке и палитра должны быть чистыми, часто меняйте воду и мойте палитру.
  • Вы можете попробовать использовать любой из последовательностей многослойной акварельной живописи, подробно описанных в книге «Основные способы акварельной живописи» А.К.Назарова.

Скачайте архив с фрагментами изданий для более полного изучения темы.
Полностью книги в электронном варианте вы можете скачать разделе «Рекомендуемая литература».


Иллюстрации для вдохновения

Работы выполнены акварелистами разных стран, эпох, с разным уровнем мастерства. Для того, чтобы найти автора изображения, скачайте архив RAR (содержит изображения, представленные выше) на свой компьютер и выполните поиск по картинке в любом поисковике, например, в Google.