Тема: Техника «по мокрому» за один сеанс
Техника акварели: «по мокрому»;
Временные ограничения сеанса живописи: без ограничений;
Рекомендации по выбору сюжета: в этой технике великолепно получается передать ощущения от туманного пейзажа, легкой облачности, пейзажа в утренней или вечерней дымке, пушистых предметов или объектов;

Немного теории:

Прием «по мокрому» в акварели редко используется в чистом виде. Суть его состоит в нанесении раствора краски на увлажненную поверхность, в результате чего красочное пятно растекается и при высыхании имеет расплывчатые причудливые границы. В этих пятнах мы, подключив фантазию, видим объекты, предметы, пейзажи. Немного понаблюдав за акварелью и тем, какой эффект дает нанесение краски разной концентрации на разной стадии влажности бумаги, можно научиться предугадывать поведение материалов при их взаимодействии. Именно эту цель имели упражнения в «Базовых упражнениях» и задание №2.

Но, если использовать в работе только этот прием, общее впечатление от работы остается туманным, так как глазу не за что зацепиться среди однообразия переливов. Поэтому, как я уже писала, этот прием редко используется в чистом виде. Часто автор прорисовывает (после высыхания первого слоя) небольшой участок картины, то, что является центром всей композиции. Чтобы, когда мы сконцентрировали взгляд и внимание на этой точке, вся остальная область, заполненная неопределенными затеками краски, стала фоном для главного, о чем хотел рассказать художник. Свойство нашего зрения позволяют пятнам, отошедшим за задний план, превратиться в нашем воображении в вполне конкретные формы.

«Мотив всегда должен иметь нечто главное, составляющее его выразительную суть. Именно это главное привлекает нас в мотиве, является его пластической идеей и прежде всего определяет красоту ситуации. Поэтому художники всегда акцентированно выделяют главное, которое служит камертоном в построении изображения. Уже при выборе мотива важно определить главное. В роли главного, как мы рассматривали ранее, выступает выделенный контрастом предмет, называемый главным предметом, или группа предметов, пятно или несколько пятен. Это может быть светлое в темном окружении, темное в светлом окружении, звучный цветовой аккорд мотива, ритмическое построение. Определив, что является главным в мотиве, необходимо это главное выявить в изображении, добиться, чтобы главное ясно читалось, было выразительным, привлекало внимание в первую очередь.» («Академическое обучение изобразительному искусству» В.С.Шаров)

В этом задании я предлагаю потренироваться в двух вещах: определять главное в композиции и отточить прием нанесения акварели мокрым по мокрому. Я подобрала иллюстрации, в которых авторы большую часть работы выполнили в этой технике, но в целом практически любая работа является примером комбинирования техник.

Как подготовить бумагу

Первый вариант: подготовьте бумагу, как описано в прошлом задании. Единственное отличие – не нужно ждать, пока лист полностью просохнет с верхней его стороны. Как только часть воды испарится и на бумаге уже не будет «лужи», можно приступать. Момент, когда пора начинать, вы уже можете почувствовать, если выполнили предыдущие задания.
Второй вариант: натянуть бумагу на планшет. Можно либо дать бумаге высохнуть полностью и снова смочить, либо начинать сразу, как поверхность подсохнет до нужного состояния.
Если увлажнять лист с одной стороны или работать в альбоме, на склейке, то ваш лист при намокании с одной стороны станет бугристым, что не позволит краске растекаться равномерно, она будет стекать с «вершин» в «низины» и образовывать лужи, которые при высыхании образуют пятна по форме «низины». Это тоже можно обыграть, конечно, но «пушистых» краев у пятен уже не получится.
Наносить предварительный рисунок или нет – поступайте, как вам удобно. Мне кажется логичным, что при использовании этой техники можно обойтись без него, просто доверится акварели и затем поддержать ее усилением акцента на определенную область, которую вы решите сделать центром композиции.

Иллюстрации для вдохновения

Работы выполнены разными акварелистами. Для того, чтобы найти автора изображения, скачайте архив RAR (содержит изображения, представленные выше) на свой компьютер и выполните поиск по картинке в любом поисковике, например, в Google.