Рекомендуемая литература. Рисунок, акварель, композиция.

Если вы увлечены акварелью, наверняка, смогли увидеть уже большое количество работ авторов, творивших в разное время и в разных странах. Акварели написаны на разный манер, несут в себе авторский почерк художника, его личное понимание о союзе воды, краски и поверхности бумаги, отпечаток эпохи и растпространненых в то время технических приемов работы с акварелью.

«Здесь уместно, на мой взгляд, привести два высказывания о работе с акварелью. Одно принадлежит замечательному мастеру акварельной живописи А.П.Остроумовой-Лебедевой. Вот что она пишет в своих «Автобиографических записках»: «...акварелью нельзя долго и упорно вырабатывать картину ввиду быстрой утомляемости бумаги... Красота и привлекательность акварельной живописи заключается в легкости и стремительности мазка, в быстром беге кисти, в прозрачности и яркости красок. Акварелью не подходит работать спокойно, методично, не торопясь - это для нее не характерно». А вот высказывание М.А.Врубеля, который был блестящим акварелистом: «Подталкиваемый действительно удачно, прелестно скомпонованным мотивом модели, я прильнул, если можно так выразиться, к работе; переделывал по десяти раз одно и то же место, и вот с неделю тому назад вышел первый живой кусок, который меня привел в восторг...». Так писал Врубель в письме к своей сестре о работе акварелью над «Натурщицей в обстановке Ренессанса». Или, говоря о совсем маленьком акварельном портрете старушки Кнорре, он сообщает своей сестре: «...работа четырехмесячная аккуратно часа по 3, 4 в сутки». На первый взгляд, приведенные высказывания исключают друг друга, но это только на первый взгляд. Они говорят прежде всего о том, что возможности акварельной живописи необычайно широки.» («Основные способы акварельной живописи» Назаров А.К.)

Рассмотрим, какие техники сформировались к настоящему моменту. Более подробно о каждой из них я написала в сопроводительном тексте к соответствующему каждой из техник заданию. В разных источниках можно встретить вариации названий. Изучив литературу, для себя я определила такую классификацию:

  • «по мокрому» - означает, что мы рисуем раствором красок и воды по смоченной бумаге (задание и более подробное описание);
  • «по сухому» - означает, что бумага перед нанесением красок не увлажняется и работа ведется изначально по сухой поверхности (задание и более подробное описание);
  • «по фрагментарно увлажненной бумаге» - подразумевает увлажнение некоторых участков бумаги, и при впускании краски в эти участки, она растекается в их границах неповторимыми пятнами, как в технике «по-морому» (задание и более подробное описание).

Другие названия не русского происхождения, и сразу сложно догадаться, в чем же заключается данная техника:

  • лессировка (от нем. Lasierung — глазурь) – традиционная техника живописи, которая подразумевает последовательное нанесение полупрозрачных красочных слоев, в результате чего формируется объем и достигается глубокий цвет (задание и более подробное описание);
  • «а ля прима» (от итал. a la prima — «в один присест») — разновидность техники живописи, позволяющая выполнить картину за один сеанс, сила тона и желаемый цвет в этом случае набирается за один раз, без перекрытий и лессировок.

Сама природа акварели в ее прозрачности, текучести. Нет никакой возможности определить границы, где кончается одна техника и начинается другая, они перетекают друг в друга, как сама акварель при взимодействии с водой. От этого, только приступив к изучению, можно испытать смятение в попытке разобраться в техниках. В акварели один и тот же результат можно получить разными путями. Поэтому, глядя на готовую работу и не прибегая к комментариям автора, не всегда можно определить, в какой последовательности и каким именно образом написана работа. Современные авторы работают чаще всего в смешанной технике, отобрав из всех возможных приемов те, которые близки их пониманию и видению, которые с их точки зрения наилучшим образом могут воплотить задуманное. Пробуя по очереди все техники, вы увидите, что очень сложно придерживаться какой-то одной из них.

К примеру, мы начали писать по сухой бумаге в технике «по сухому» очень влажной кистью. Положив несколько мазков, можно добавить краски во влажные участки, и уже получится, что мы пишем «по фрагментарно увлажненной бумаге». Техника «а ля прима» описывается в разных источниках по-разному: где-то указано, что это то же самое, что «мокрым по мокрому». Где-то, наоборот, что это акварельная живопись в один слой по сухой бумаге. На мой взгляд, самым важным тут является именно то, что работа выполнена в один присест, с набором нужно тона и цвета на первом же красочном слое. Таким образом, «а ля прима» можно писать и «по сухому» и «по мокрому». Работая в технике лессировки, первый слой можно написать «по сухому» или же «по мокрому», все последующие слои наносятся на высохший предыдущий слой, что не помешает нам сделать фрагментарное увлажнение бумаги и впустить в эти участки краску, добиваясь ее растекания «по мокрому» в каком-то из слоев.

Количество вариантов увеличивается, так как кисть тоже может быть разной влажности, вот некоторые варианты:

  • обильно смоченной водой или раствором воды и краски;
  • полусухой - в сочетании с сухой бумагой мазком можно проявить фактуру бумаги;
  • чистой сухой (отжатой) - в этом случае кисть будет забирать влагу вместе с пигментом с бумаги; или отжатой с краской - для получения резко очерченых, рваных мазков.

Количество вариантов еще увеличивается, если рассмотреть эффекты, которые можно получить в акварельной живописи, например, акварель и соль, смешение акварели с другими материалами (белила, уголь, гуашь и т.д.), разбрызгивание краски, наложение пищевой пленки и так далее, на что хватит фантазии.

Немаловажную роль играет так же и бумага, которую вы используете. В зависимости от ее состава, впитывающей способности, белизны и других характеристик одни и те же приемы могут давать совершенно разный эффект, подбор бумаги так же важен, как подбор акварельной палитры. Невозможно оценить все варианты, работая лишь на одном сорте бумаги от одного производителя.

Найти пути удачного совмещения техник удастся на практике. Смотрите работы акварелистов, пытаясь понять, как именно автор добился этого результата. Пробуйте и экспериментируйте и со временем и у вас появятся свои приемы и последовательности в работе, которые составят ваш авторский почерк.

Рекомендуемая литература

Крохи, которые я постаралась доходчиво изложить в этой статье, совершенно ничто по сравнению с тем объемом информации, который можно найти в книгах. Все уже написано до нас - главное, не лениться искать и узнавать больше.

  • «Техника акварельной живописи» П.П.Ревякин, 1959 год.
  • «Основные способы акварельной живописи» А.К.Назаров. Хотите узнать способ письма акварелью Брюллова, Фонвизина, Врубеля, Сезанна? Автор описывает оиннадцать способов акварельной живописи.
  • Ссылки на статьи по теме в интернете:

    Акварель. Полезные ссылки.

    Сайт Елизаветы Савинской. Статья «Акварельные техники (условная классификация)» Иллюстрация - табличка в начале статьи может оказаться полезной.

    Акварель. Полезные ссылки.

    Статья Елены Базановой «О технике акварельной живописи» на сайте ART-CATALOG.

    Акварель. Полезные ссылки.

    Статья с практическими советами по техникам акварели «Приемы и техники работы акварельными красками»

    Вернуться