Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая таблица.

Информация об уроке

Ниже приведены несколько групп базовых упражнений, последовательно выполняя которые, вы познакомитесь со свойствами акварели, увидите как краски взаимодействуют между собой, с водой и бумагой. Выполнять эти упражнения никогда не рано и никогда не поздно: если вы только что распотрошили новую коробку акварели и в первый раз взяли в руки кисть или же если вы уже давно рисуете, но пока не изучали состав красок и не выполняли никаких упражнений на цвет и смешение красок. В любом случае, вам удасться узнать различия и закономерности в поведении акварели и систематизировать уже имеющиеся знания.

Я выбрала для урока упражнения, которые не только потренируют вас в нанесении красок на бумагу, но и дадут представление о цветах и их комбинациях. Я не приводила совсем уж простые упражнения, такие как «ровная заливка», «градиентная заливка»,«мазки» и так далее. При желании их выполнить, пройдите по приведеным ссылкам в пункте «Ресурсы в интернете», там есть и тексты и видео.

Пусть вас не пугает обилие текста - я и так сократила информацию до необходимого минимума, если вы действительно хотите разобраться, читайте все последовательно и поверьте, что усилия по концентации внимания на теории и выполнению упражнений окупятся с лихвой, так как дадут вкупе ваш личный бесценный опыт, позволят не тыкаться как слепому котенку в составлении нужных вам цветовых оттенков. Обязательно изучите обзорный материал «Акварель "Белые ночи". Наблюдения и эксперименты.» до начала выполнения базовых упражнений, там содержится начальная информация о красках и их составе.

Последние два пункта - «Ресурсы в интернете» и «Рекомендуемая литература» помогут более полно разобраться в основах живописи акварелью и в вопросах цветоведения. Если вы изучите все эти материалы, никаких вопросов уже точно не останется.

Практические задания

Обратите внимание, что в каждом пункте после теории и наглядного материала следуют практические задания, которые рекомендуется выполнить. Без своего личного опыта эта теория останется совершенно бесполезной. Нет фиксированного времени, которое рекомендуется потратить на практические задания, их минимальное количество указано конкретно под каждой главой с теорией и методическим материалом. Но вы можете пробовать бесчетное количество различных комбинаций или только те, в которых чувтсвуете себя неуверенно.
Если вы решитесь стать с акварелью на «ты» и выполнить упражнения, выкладывайте их в социальные сети с тэгом «#месяц_акварели», будем обсуждать результат вместе.


  • Уроки акварели: базовые упражнения. Вливание цвета.

    Перед тем, как мы с головой нырнем в изучение красок и основ цветоведения, до того, как наши опыты станут осмысленными, направленными на изучение определенных свойств красок или результатов опытов по их смешению, предлагаю погрузиться в полнейшую релаксацию.

    Выполним это упражнение вообще ни о чем не думая, выбирая цвета для его исполнения совершенно произвольно.

    Акварель не терпит суеты и паники, она покорится внимательному наблюдателю, который способен подметить ее многогранную натуру и начать действовать с ней заодно. Сейчас мы будем только наблюдать за тем, какой космос может появиться из под кончика кисти.

    Вливание краски. Общая информация.

    Чем будет полезен этот опыт:
    • упражнение подготовит вас к письму по-мокрому;
    • даст первое представление о том, как ведут себя краски при взаимодействии с водой и бумагой;
    • научит наблюдать за поведением краски и воды и выводить закономерности;
    Суть упражнения состоит в том, чтобы выпускать с кисти краску на предварительно намоченную поверхность бумаги. Краска будет растекаться, перемешиваться между собой, будут возникать новые оттенки. В зависимости от того, насколько была влажной бумага, может получаться разный результат.

    Как подготовить бумагу

    Возьмите лист бумаги и предварительно расчертите его на квадраты, размером примерно 5х5 см, между квадратами оставьте расстояние в 1-2 см. Можно нарисовать круги циркулем, тогда у вас в конце получится рисунок с разными планетами. Лист с предварительным рисунком намочите под краном, в большой емкости или с помощью широкой кисти (флейца), особенно тщательно увлажните срезы бумаги, они впитывают больше всего. Расположите его на невпитывающей поверхности (кусок оргстекла, стекло или стол, поверхность которого не впитывает воду). Следите, чтобы под листом не было пузырей воздуха, и оставьте до полного высыхания его верхней стороны. Для экономии времени можно слегка промокнуть поверхность бумажной салфеткой. Проверяйте пальцами, слегка касаясь поверхности бумаги, насколько она влажная. Со временем вы научитесь определять нужную стадию, когда можно приступать к работе. Когда поверхность бумаги высохнет, она будет сухая и чуть холодная наощупь. Обратная сторона останется влажной, а сам лист будет напитан влагой и бумага уже не будет идти волнами при попадании на нее воды с кисти, и мазок уже не будет сохнуть на лету, как в случае с сухой бумагой.



    Подробнее об упражнении на видео

    Первый ряд квадратов (кружков)смочите кистью чистой водой из банки. Смотрите под разным углом на намоченные области, вы увидите, где сколько воды вы нанесли. Не берите очень много воды, чтобы не было лужи, область квадрата (кружка) должна только чуть блестеть от влаги. Выберите любые цвета и наносите краску в любом порядке каплями, мазками, брызгами. Наблюдайте за тем, как краска растекается, смешивается, образует новые цвета. Как ведет себя в зависимости от того, насколько влажная была поверхность. Движение пигмента закончится только тогда, когда вода испарится, и все это время можно наблюдать за тем, что происходит и выводить закономерности.

    Второй ряд увлажните не просто водой, а слабым раствором разных красок по вашему выбору. Когда чуть подсохнет, продолжайте впускать разные краски в квадраты (кружки) и продолжайте наблюдать.

    Третий ряд: наберите на кисть самый темный тон краски по вашему выбору, можно взять самые темные краски из палитры или смешать несколько. Заполните ими квадраты (кружки). Следите, чтобы поверхность не была слишком влажной, если это произошло, подождите, пока вода испарится и поверхность будет чуть блестеть. Возьмите на кисть чистой воды и, чуть касаясь поверхности, впустите чистую воду в красочный слой или капайте водой, не касаясь листа кистью. Эффект не будет заметен сразу, но через небольшое время вы увидите, как пигмент расступается вокруг капель воды, образуя космические узоры. Чтобы они получились идеальными, важно правильно уловить момент: первый слой не должен быть излишне влажным или сухим.

    Практическое задание по теме

    Выполните:
    • Создайте несколько квадратов (кружков, или объектов другой формы) впуская краску в намоченный водой участок;
    • Создайте несколько квадратов (кружков, или объектов другой формы) впуская краску в окрашенный слабым раствором любой краски по вашему выбору участок;
    • Создайте несколько квадратов (кружков, или объектов другой формы) капая чистой водой в предварительно окрашенный в темный тон участок.

    Оцените результат и сделайте выводы:

    • Как ведет себя краска при разном количестве воды?
    • Что стало после высыхания с участками, на которые были при нанесении цветных пятен излишне увлажнены?
    • Как повела себя краска на чуть влажной бумаге?
    • Случалось ли так, что вы наносили яркие и сочные цвета, а после высыхания квадрат (кружок) выглядит «потухшим», «грязным»? Почему так произошло?
    • Есть ли участки в квадратах (кружках), краска на которых легла будто песком? Почему так произошло?
    • Запомните или запишите наблюдения, если вы не смогли объяснить себе поведение краски в той или иной ситуации, в конце урока по базовым упражнениям вы сможете сделать это.
  • Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    Тоновые растяжки. Общая информация.

    Одним из первых упражнений я бы советовала попробовать сделать тоновые растяжки в один цвет. В этом упражнении много пользы для тех, кто только-только взял в руки кисть:
    • вы увидите, как ведет себя краска на кисти и на бумаге;
    • потренируетесь варьировать количество краски и количество воды для получения нужного вам результата;
    • даже если вы ничего не знаете о красках, вы сразу увидите, чем они различаются;
    • увидите, какой будет цвет у краски при разной ее тональности.
    Можно расчертить себе линии на листе и попробовать придерживаться определенного участка или же край мазка оставить свободным. Я бы советовала первый вариант, заодно можно потренироваться обходить некоторые части бумаги кистью, держась заданного участка, это потом пригодится при рисовании с натуры.

    Как подготовить бумагу

    Для этого упражнения самый лучший вариант – натянутая на планшет бумага, особенно для больших растяжек. Просто лист, когда намокнет от краски и воды, пойдет волнами, и краска неизбежно будет собираться в лужицы, и ровная растяжка у вас точно не получится. Если у вас нет планшета, на который можно натянуть бумагу, поступим, как в первом упражнении: намочите лист акварельной бумаги с уже расчерченными прямоугольникамипод краном, в большой емкости или с помощью широкой кисти (флейца). Особенно тщательно увлажните срезы бумаги, они впитывают больше всего. Расположите его на невпитывающей поверхности (кусок оргстекла, стекло или стол, поверхность которого не впитывает воду). Следите, чтобы под листом не было пузырей воздуха, и оставьте до полного высыхания его верхней стороны. Для экономии времени можно слегка промокнуть поверхность бумажной салфеткой. Поверхность бумаги высохнет, но обратная сторона останется влажной, а сам лист будет напитан влагой и бумага уже не будет идти волнами при попадании на нее воды с кисти.

    Для этого упражнения, как и для последующих, можно брать любую акварельную бумагу, за исключением «скорлупы» и «льна», она плохо впитывает воду, которая практически скатывается на ней, и выполнять упражнения будет сложно. Если отбросить самые дешевые варианты, все остальное вполне годится. Я брала для опытов как Гознак «Планшет для акварели» с фактурой, как у торшона, так и бумагу Lanaquarelle, и Canson (все 250—300 г/м). На планшет натягивала Canson 175 г/м. Дорогую бумагу тратить не имеет смысла, потому что нам важен цвет в первую очередь.

    Какие цвета красок выбрать для опытов

    Для растяжки в один цвет вы можете выбрать совершенно любую краску. Можно даже сделать растяжки каждой из красок, расположив их в том же порядке, как они лежат у вас в коробке, это потом поможет лучше в ней ориентироваться. Сделайте хотя бы несколько больших растяжек, потому что делать их сложнее, чем маленькие.



    Подробнее об упражнении на видео

    Первый метод: увлажнить всю поверхность будущей растяжки чистой водой. Я взяла краску от «Невской Палитры» под названием «Берлинская Лазурь» (P.B.27). Возьмите как можно более концентрированную краску на кисть на начните заполнять прямоугольник, заполните примерно 1/4 или 1/5 его длинны. После этого опустите кисть в банку и наберите на кисть воды, половину отжав о край банки. Таким образом, на кисти осталось примерно половина краски. Продолжайте заполнять прямоугольник, уже не трогая самую крайнюю часть, где нанесена самая насыщенная краска, продолжайте распределять краску примерно с половины или последней 1/3 уже закрашенного участка. Дойдя примерно до половины прямоугольника, еще обмакните кисть в воду и чуть отожмите об край лишнее. Заполняйте прямоугольник, в конце у вас на кисти должна остаться уже практически одна вода.

    Второй метод: намешать краску в разном соотношении с водой заранее. Капните водой в три-четыре ячейки палитры и в каждую добавьте краску, чтобы у вас примерно получились смеси: 20% краски/80% воды, 50% краски/50% воды, 80% краски/20% воды. Начинать можно как с темного, так и со светлого тона. Если с темного, то наберите на кисть краску из кюветы, и нанесите ее на бумагу, затем последовательно подготовленные смеси, начиная с самой насыщенной. Если со светлого – то сначала увлажните край прямоугольника водой, а затем последовательно наносите подготовленные смеси, начиная с самой светлой, в конце наберите на кисть краску из кюветы для самого темного тона. Разгоняйте краску кончиком кисти быстрыми легкими движениями, пока она не ляжет равномерно. Вторая и третяя растяжки выполнены красками «Белые ночи»: «Рубиновая» и «Кадмий желтый средний».

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    Практическое задание по теме

    Выполните:
    • Сделайте несколько тоновых растяжек, пробуя краски по своему вкусу;
    • Используйте разные методы нанесения краски, возможно, вам будет удобен еще какой-то способ, кроме описанных выше.
    • Если вы этого еще не делали, сделайте небольшую табличку с растяжками красок в том порядке, в котором они лежат у вас в коробке, подпишите названия, чтобы впоследствии без труда находить нужный цвет.

    Оцените результат и сделайте выводы:

    • Какие характерные свойства вы заметили у красок?
    • Заметили ли вы, что растяжки одними красками выглядят более равномерно, чем другими? Что некоторые краски наносятся неравномерно, выявляя фактуру бумаги?
  • Основы цветоведения, цветовой круг. Общая информация.

    Для изучения основ цветоведения более полно, зайдите в «Рекомендуемую литературу» к этому уроку и скачайте там книгу «Синий и желтый не дают зеленый» Майкл Уилкокса. Она наиболее легко, наглядно и без лишних научных изысканий даст ясное представление об основах и, что очень важно, связывает визуальный мир цветоведения с материальным миром красок. И «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена, речь в его книге идет исключительно о цвете, восприятии цвета или цветовых комбинаций человеком. Остальные книги тоже рекомендуются к изучению.

    Если вы прочитали или пролистали эти книги, вряд ли текст дальше откроет вам что-то новое. Скорее он для тех, кто поленился изучить книги.

    Что такое цвет? Возможно, вы знаете об этом или же наоборот, никогда не думали о цвете в таком ключе, но, по сути, все предметы и объекты, что мы видим цветными, на самом деле никакого цвета не имеют. Приведу особенно информативные цитаты из книги «Синий и желтый не дают зеленый» Майкла Уилкокса:
    «Видимый свет, достигающий земли, состоит из волн, которые хотя и сходны по своему характеру, распространяются с несколько разной скоростью и частотой колебания. Различные волны представляют собой различные цвета, а при полном смешении они принимают для нас форму белого света. Этот свет называется естественной формой света, называемого «дневным».

    «Некоторые поверхности поглощают волны практически всех цветов и не дают почти никакого отражения. Эти поверхности воспринимаются нам, как черные. Поверхности, воспринимаемые как белые, напротив, имеют молекулярную структуру, которая отражает волны всего светового спектра, не поглощая почти ничего. Она воспринимается белой, так как отражаемый ею свет представляет собой комбинацию волн всех цветов спектра. Желтая поверхность поглощает волны практически всех цветов, кроме желтого, отраженные лучки которого мы видим. Так как мы видим только отраженный свет, данный предмет воспринимается желтым.»

    «Когда мы говорим, что яблоко красное, мы в действительности описываем оставшуюся часть света, которая не была поглощена. Молекулярная структура его поверхности такова, что она поглощает лучше всех цветов, кроме красного. Яблоко само по себе не содержит какого-либо цвета. Цвет появляется, только когда яблоко освещено. Красный цвет яблока передается через потенциал света и отражается от кожуры (потеряв своих попутчиков – другие волны цветового спектра), затем перемещается на сетчатку глаза и попадает в мозг, где и трансформируется в ощущение «красного». Цвет существует только в нашем мозгу и мы, по счастью, обладаем способностью преображать определенные типы энергии в ощущение цвета.»

    Разложив световую волну (например, сквозь трехгранную призму, как впервые сделал это Исаак Ньютон в 1676 году) мы сделаем все цвета спектра видимыми глазом. После этого открытия сформировалась теория о цветовом круге.

    Если говорить коротко о цветовом круге, то принято считать, что мы имеем три основных цвета (красный, желтый, синий) и три дополнительных (зеленый, оранжевый и фиолетовый), которые получаются при равном смешении основных. Вот так выглядит классический цветовой круг:

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    В теории цветового круга речь идет о цветах, воспринимаемых глазами человека, а при желании воплотить увиденное мы встаем перед сложнейшей задачей – воплощением видимого глазом цвета посредством материального вещества. У нас в палитре несколько вариантов основных цветов и несколько вариантов уже готовых дополнительных, даже если мы берем краски с содержанием одного пигмента. Представленные в палитре производителя краски основных цветов имеют разный оттенок (более холодный или более теплый): оттенок краски основного цвета будет стремиться либо к одному, либо ко второму дополнительному цвету. Другими словами, отраженная от мазка краски световая волна никогда не будет идеально чистой волной одного цвета, всегда будет присутствовать еще часть волн других цветов. Поэтому ни одна краска на свете не будет идеальным воплощением того цвета, который принято считать основным в цветовом круге.

    Поэтому логичнее будет выглядеть цветовой круг так:

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    В этой картинке из книги «Синий и желтый не дают зеленый» Майкла Уилкокса отсутствуют идеальные основные цвета. А наша палитра красок легко разбивается по этому принципу. Например, одни желтые будут более теплые (ближе к оранжевому), другие более холодные (ближе к зеленому). Синие будут более зеленого оттенка или более фиолетового. Ну и красный бывает либо более теплый (ближе к оранжевому), либо более холодный (ближе к фиолетовому). В этом всем причина того, что часто краски основного цвета при смешении не дают дополнительный цвет. Например, не все красные краски при смешении с синими красками дадут фиолетовый. Если вы смешаете оранжево-красную и бирюзовую, вы не получите ни намека на фиолетовый.

    Теперь, когда мы чуть-чуть ознакомились с теорией, переходим к практике.

    Эксперементы над акварельными красками

    Попробуем составить цветовой круг из имеющихся у нас материалов, на самом деле мы можем сделать чуть не сто вариантов цветового круга, по-разному комбинируя предоставленные производителем акварельные краски. Для чистоты эксперимента будем брать только краски с одним пигментов в составе. В палитре «Белых ночей» в желтой группе 4 таких краски («Ганза желтая», «Лимонная», «Кадмий лимонный», «Кадмий желтый средний»); в синей группе 8 таких красок («Индантреновый синий», «Ультрамарин», «Лак синий», «Берлинская лазурь», «Голубая», «Кобальт синий», «Ярко-голубая», «Церулеум»); в красной группе 5 красок («Киноварь», «Кадмий красный светлый», «Рубиновая», «Карминовая», «Краплак красный светлый»). Имеет смысл выбирать краски наиболее близкие к «идеальному» основному цвету. Я сделала четыре варианта цветового круга:

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.
    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.
    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.
    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    Обратите внимание, насколько разнится результат в зависимости от того, какую именно краску мы берем за основную.

    Теперь вернемся к понятию «грязи» в акварели. Что будет, если смешать в равной мере все три основных цвета? По идее, эти три краски, смешавшись, должны поглощать все волны светового спектра и мы должны увидеть черный цвет. Но, как показали все наши опыты, поскольку «идеальных» основных цветов у нас нет, то и «идеального черного» мы не увидим. Поэтому, в зависимости от того, какие именно краски мы взяли, мы будем получать грязь разных мастей. К тому же акварель – прозрачная краска, в зависимости от того, насколько вы разбавили краски водой, вы увидите не черный, а серый цвет с каким-либо оттенком. Так же значение имеют такие факторы как: разное количество пигмента в красках в соотношении со связующими веществами, плотность краски. Хоть я и старалась брать все три основных краски в равных пропорциях, мы получаем совершенно разные результаты. Это и есть та самая «грязь», которой лучше избегать. Например:

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.
    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.
    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.
    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    Я использовала те же комбинации цветов, что и при составлении цветовых кругов.

    По этой логике, если мы возьмем противоположные цвета в цветовом круге, мы тоже должны получить «грязь». Это не всегда верно, не для всех оттенков красок. Если цвет краски уходит в сторону по цветовому кругу от «идеального», то мы может получить интересные оттенки, которые вовсе не будут казаться «грязными». Пробуйте и вычисляйте верные рецепты «грязи», этот опыт очень поможет в дальнейшем уже при работе с натурой.

    Вот несколько примеров смешения противоположных в цветовом круге цветов. Три разных желтых и «Фиолетовая»:

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    Оранжевые с «Ультрамарином». Обратите внимание, как похожие в кюветах краски «Золотистая» и «Кадмий оранжевый» ведут себя при смешении с «Ультрамарином». В первом случае более желтая «Золотистая» дает в смеси зелень, когда как более холодный «Кадмий оранжевый» дает интересный серый цвет без малейшей примеси зелени:

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    И, наконец, зеленые с «Карминовой». Из-за того, что в смешении «Изумрудной» и «Карминовой» обе краски ушли в сторону от «идеальных» противоположных цветов («Изумрудная» в синюю сторону, а «Карминовая» в фиолетовую), получился глубокий благородный цвет. Более теплые «Зеленая светлая» и «Зеленая» уже не дают такого красивого оттенка и цвет более «грязный».

    Уроки акварели: базовые упражнения. Основы цветоведения, цветовой круг.

    Практическое задание по теме

    Выполните:
    • Создайте несколько вариантов цветового круга, комбинируя основные цвета из вашей палитры по вашему усмотрению;
    • Создайте несколько вариантов "серого" цвета, смешивая три основные цвета из вашей палитры по вашему усмотрению;
    • Попробуйте несколько комбинаций противоположных в цветовом круге цветов на ваше усмотрение.
    Оцените результат и сделайте выводы:
    • Разделите краски каждого из трех основных цветов на две группы: какие краски будут стремиться к одному дополнительному цвету по своему оттенку, а какие к другому?
    • Проанализируйте, как это повлияло на результат в ваших опытах?
    • Как можно было бы представить вашу палитру красок, если выложить ее в виде цветового круга?
    • Достаньте лист с первым упражнением и изучите его. Можете ли вы теперь объяснить, что произошло с какими цветами красок, положенных рядом на мокрой бумаге, после смешения и высыхания?
  • Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая растяжка: два цвета.

    Общая информация

    После того, как мы прошлись по основам цветоведения и разобрали цветовой круг, полезным упражнением может стать рисование растяжек в два цвета. Кроме того, что мы еще раз тренируемся наносить цвет равномерно, распределять краску кистью, мы еще можем увидеть, какой цвет дают две краски при смешении друг с другом в разном процентном соотношении.

    Придерживайтесь рекомендаций по подготовке бумаги и нанесению красок из раздела «Тоновая растяжка в один цвет».
    Если краски соседствующих в цветовом круге цветов довольно просто растянуть из одной в другую, растушевывая кистью, то при смешении основных цветов цветового круга у вас будут получаться дополнительные, а при смешении красок противоположных цветов могут получаться как глубокие благородные оттенки, так и «грязные». Подробно об этом мы уже говорили выше в разделе «Основы цветоведения, цветовой круг». Поэтому можно подготовить на палитре промежуточные цвета, и чем больше их будет, тем проще будет сделать цветовую растяжку, последовательно нанося их на бумагу.



    Подробнее о таблице в видео

    Я взяла три пары красок для выполнения растяжек (краски «Белые ночи»), а именно:
    • Основные цвета цветового круга (желтый «Лимонная» и синий «Ярко-голубая»);
    • Соседствующие цвета в цветовом круге (красная «Карминовая» и фиолетовая «Фиолетовая»);
    • Противоположные цвета в цветовом круге;

    Практическое задание по теме

    Выполните:
    • Создайте одну-две цветовые растяжки, используя краски основных цветов;
    • Создайте одну-две цветовые растяжки, используя краски соседствующих в цветовом круге цветов;
    • Создайте одну-две цветовые растяжки, используя краски противоположных в цветовом круге цветов;
    • Выберите из палитры производителя две краски, при смешении которых получилась бы третья, уже имеющаяся в готовом виде и сделайте ими растяжку. Пользуйтесь таблицей с палитрой производителя. Например, выбрав краски из палитры «Белые ночи», «Голубая и «Изумрудно-зеленая», получите в разных участках растяжки «Бирюзовую» и «Лазурно-голубую»;
    • Попробуйте сделать цветовые растяжки из трех, четырех красок и т.д (на сколько хватит желания), нанося их последовательно.

    Оцените результат и сделайте выводы:

    • Какими красками было легко сделать растяжку? Почему так произошло?
    • Какими красками было сложно сделать растяжку? Почему так произошло?
  • Цветовые таблицы. Общая информация.

    Цветовые таблицы – одно из полезнейших упражнений на пути изучения свойств акварели, потому что во время его выполнения происходит подробное и последовательное изучение поведение красок в смесях, что поможет в дальнейшем при работе с натурой избежать паники в выборе красок для составления смесей. Анализируя полученный результат, можно увидеть различия между красками, их личными свойствами и их сочетаниями. Как известно, акварельные краски бывают корпусными (непрозрачными) и лессировочными (прозрачными). Некоторые краски полностью растворяются в воде, другие выпадают в осадок. Эти свойства в значительной мере влияют на полученный во время смешения красок результат.
    Цель таблицы – изучение наглядных различий между смесями из разных красок. После изучения обзора красок «Акварель "Белые ночи". Наблюдения и эксперименты.» и предыдущего урока и упражнений по цветоведению, можно закрепить знания и протестировать в смесях следующие группы красок:
    • смешение основных цветов для получения дополнительных;
    • смешение противоположных в цветовом круге цветов для того, чтобы изучить, какие комбинации дают грязный цвет и в дальнейшем не использовать их;
    • смешение соседствующих в цветовом круге цветов для того, чтобы поразиться многообразию возможных оттенков;
    • смешение однопигментных и многопигментных красок для того, чтобы изучить, какие комбинации дают грязный цвет и в дальнейшем не использовать их;
    • смешение красок с одним и тем же пигментным составом разных производителей, для изучения различий в акварельных красках от разных производителей.
    В «Обзоре акварели от «Невской Палитры» я подробно писала о том, чем отличаются краски с одним пигментом в составе, от красок с двумя и более пигментами, если вы не читали этот материал, рекомендую ознакомиться с ним до начала выполнения базовых упражнений. Повторю здесь еще раз : если мы берем две краски с одним пигментом и смешиваем их, смесь у нас состоит из двух пигментов. Если же мы берем краски с большим количеством пигментов, то в результате в смеси у нас может быть от трех до семи пигментов! Например, семь пигментов в смеси из красок «Неополитанская желтая» (в составе которой два желтых пигмента (P.Y.42 и P.Y.35), один оранжевый P.O.20 и белила цинковые P.W.4) + «Оливковая» (в составе которой зеленый пигмент P.G.17, желтый P.Y.1 и черный P.Bk.7). А мы ведь смешали всего две краски! В результате такого смешения часто получаются «грязные» цвета, которые «тухнут» после высыхания на бумаге, выглядят глухо и грязно. Чтобы избежать этого, нужно всего лишь внимательно изучить краски и их состав.

    Все фото и сканы приведены для наглядности, использовать их для изучения получившихся в таблицах смесей не рекомендуется, так как любой сканер/фотоаппарат а затем ваш монитор искажают реальный цвет.



    Подробнее о таблице в видео

    Для этой таблицы я выбрала смешение противоположных в цветовом круге цветов: группы красных оттенков и группы зеленых оттенков.
    В это раз в первую очередь меня интересуют краски, в составе которых один пигмент, но я прихватила и парочку красок с двумя пигментами в составе, чтобы увидеть наглядную разницу.

    Я взяла для таблицы из группы красных красок (краски «Белые ночи»):
    • Киноварь (имитация) * P.R.4, P.Y.1
    • Кадмий красный светлый *** P.R.108
    • Алая * P.R.2, P.R.4
    • Рубиновая *** P.R.170
    • Карминовая ***P.R.170:1
    • Железноокисная светло-красная *** P.R.101
    • Краплак красный светлый *** P.R.187
    • Бордо * P.R.12
    Из группы зеленых красок:
    • Изумрудно-зеленая *** (P.G.7)
    • Зеленая светлая *** (P.G.36)
    • Зеленая ** (P.G.8)
    • Окись хрома *** (P.G.17)
    • Желто-зеленая *** (P.G.7, P.Y.3)
    Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая таблица.

    Для того, чтобы выполнить упражнение по построению цветовой таблицы, нужно взять лист акварельной бумаги и расчертить его на квадраты, размер моих квадратов - 2х2 см, меньше этого размера делать не рекомендую, так как получившийся в каждом квадратике цвет будет плохо восприниматься глазом и оценить разницу между различными вариантами смесей красок будет сложнее. Между квадратами можно оставить расстояние от 5 мм до 1 см. Количество столбцов и строк будет равняться количеству выбранных для опытов красок. Первая строка – чистый цвет из кюветы (тубы) красной группы, первый столбец – чистый цвет из кюветы (тубы) зеленой группы, на пересечении получаем различные смеси.

    Заполняйте квадраты в такой последовательности: первым делом заполните первый столбец с чистыми цветами из зеленой группы, начиная со второго квадрата первого столбца (первый квадрат остается пустым!). Затем приступайте к заполнению второго столбца. Для этого возьмите первый чистый цвет из красной группы на кисть (у меня это Киноварь (имитация) * P.R.4, P.Y.1) и заполните первый квадрат второго столбца (он же второй квадрат первый строки). На палитре в отдельных ячейках подготовьте по капле этой краски для будущих смешений, сколько зеленых оттенков – столько капель по возможности в разных ячейках палитры. Последовательно добавляйте каждую из зеленых красок в подготовленные красные капли, двигаясь вниз по столбцу и заполняя квадраты. После каждого хорошо прополаскивайте кисть до ее полного очищения. При смешении старайтесь по возможности брать 50% одного цвета и 50% другого. После каждого столбца для чистоты эксперимента воду в банке необходимо менять, а палитру мыть. Чтобы не размазать карандашную разметку, сохранить чистоту листа, под руку по время заполнения квадратов подложите чистый лист или салфетку. Остальные столбцы заполняйте по такому же принципу.

    В конце сотрите карандашную разметку и обязательно подпишите все использованные в таблице краски, чтобы впоследствии легко повторять нужные смеси.

    Несколько примеров таблиц

    Смешение основного цвета с дополнительными для получения разнообразных оттенков: группа зеленых красок, группа желтых красок и группа оранжевых. Можно проанализировать, какие оттенки в таблице дают краски, содержащие один пигмент в своем составе, и какие оттенки получаются, если в смеси выходит три и более пигментов.

    Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая таблица. Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая таблица.
    Смешение красок с одним и тем же пигментным составом разных производителей, для изучения различий между ними. По таблице очень хорошо видно, насколько может быть разными цвета красок от разных производителей, хоть и содержат они пигмент с одим и тем же номером. Я взяла:
    • Зеленые (в составе пигмент P.G.36) от Winsor&Newton (Cotman "№329, Intense green", P.G.36) и Невская Палитра (Белые ночи "Светло-зеленая", P.G.36);
    • Изумрудные (в составе пигмент P.G.7) от Winsor&Newton (Artist's "Winsor green", P.G.7), Невская палитра (Белые ночи "Изумрудно-зеленая", P.G.7) и Royal Talens (Van Gogh "№616 Viridan", P.G.7);
    • Красно-коричневые (в составе пигмент P.R.101) от Winsor&Newton (Cotman "№317 Indian red", P.R.101 и Невская палитра (Белые ночи "Железноокисная светло-красная", P.R.101);
    • Фиолетово-розовые (в составе пигмент P.V.19) от Невская палитра (Белые ночи "Сиреневый хинакридон", P.V.19), Royal Talens (Van Gogh "№567 Permanent red violet", P.V.19), Royal Talens (Van Gogh "№366 Quinacridone rose", P.V.19) и Winsor&Newton (Artist's "Permanent rose", P.V.19);
    • Ультрамариновые (в составе пигмент P.B.29) от Royal Talens (Van Gogh "№506 Ultramarine deep", P.B.29), Невская Палитра (Белые ночи "Ультрамарин", P.B.29) и Winsor&Newton (Artist's "Ultramarine", P.B.29).
    Какие выводы можно сделать из подобной таблицы? Легко определить, какие цвета насыщенне, какие светлее. Лессировочная краска или корпусная, оттенок цвета теплый или холодный. Связующие вещества дают блеск на поверхности краски или ложатся ровным бархатным слоем? Какие выпадают в осадок, а с какими легко сделать ровную заливку? С моей точки зрения это одна из самых полезных таблиц, что можно сделать, если вы никак не определитесь с любимым производителем. Свои выводы я оставлю при себе, скажу только, что таблица рассеяла все мои сомнения.

    Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая таблица.

    Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая таблица.
    Смешение соседствующих в цветовом круге цветов для получения дополнительных; смешение противоположных в цветовом круге цветов в одной таблице: группа желтых красок, группа оранжевых красок с группой синих красок.

    Уроки акварели: базовые упражнения. Цветовая таблица.

    Практическое задание по теме

    Выполните:
    Создайте по одной таблице на каждый вариант смешения групп красок, а именно:
    • смешение основных цветов для получения дополнительных;
    • смешение противоположных в цветовом круге цветов для того, чтобы изучить, какие комбинации дают грязный цвет и в дальнейшем не использовать их;
    • смешение соседствующих в цветовом круге цветов для того, чтобы поразиться многообразию возможных оттенков;
    • смешение однопигментных и многопигментных красок для того, чтобы изучить, какие комбинации дают грязный цвет и в дальнейшем не использовать их;
    • смешение красок с одним и тем же пигментным составом разных производителей, для изучения различий в акварельных красках от разных производителей (если у вас есть акварель разных фирм).
    Какие именно выбрать цвета, решайте сами.

    Оцените результат и сделайте выводы:


    • Какие краски из какой цветовой группы можно отнести к лессировочным (прозрачным), какие корпусным (кроющим)? Как это сказывается на смесях?
    • Какие полностью растворяются в воде, ровно ее окрашивая и дают ровные заливки? А какие из-за своей химической природы выпадают в осадок и на бумаге смотрятся как «песок», ясно видный на фактуре бумаги?
    • Какие смеси дают «грязный» цвет?
    • Какие смеси ярко смотрелись на палитре, но при высыхании на бумаге «стухли» и потеряли глубину цвета?
  • Уроки акварели: базовые упражнения. Лессировочные решетки.

    Лессировочные решетки. Общая информация.

    Лессировочные решетки в целом похожи на цветовые таблицы, которые мы делали ранее. Но они готовят нас к другой технике акварельной живописи – живописи лессировками. Ее метод заключается в нанесении полупрозрачных слоев краски, которые, наслаиваясь друг на друга, визуально дают новые цветовые сочетания или постепенный набор тона, если вы используете краску одного цвета. Акварельная краска прекрасно подходит для этой техники.

    Составление решеток позволит нам увидеть, как краски с разными свойствами могут выглядеть при этом способе нанесения. Мы можем составлять решетки из разных групп красок, выбирая по их личным свойствам:
    • Лессировочные (более прозрачные) краски поверх корпусных (более кроющих) красок;
    • Корпусные краски поверх лессировочных;
    • Однопигментные краски и многопигментные краски;
    • Краски с одним и тем же пигментным составом разных производителей.
    Или группируя их по цвету, как в упражнении с цветовыми таблицами, наслаивая друг на друга:
    • Основные цвета цветового круга;
    • Противоположные цвета в цветовом круге;
    • Соседствующие цвета в цветовом круге.
    Уроки акварели: базовые упражнения. Лессировочные решетки.

    Уроки акварели: базовые упражнения. Лессировочные решетки.

    Можно сделать огромную таблицу-решетку, включающую вообще все цвета, которые у вас есть, но я, после того, как потратила день на такого гиганта, разочаровалась в нем, хотя можно было бы и заранее догадаться об этом. Несмотря на то, что я взяла огромный лист, из-за общего количества красок каждый квадратик, в котором происходило наложение цветов, оказался очень маленьким. Глазу практически невозможно адекватно оценить получившийся цвет, так как вокруг происходит нереальное буйство оттенков всех мастей. Кроме того, второй слой накладывать чрезвычайно сложно, так как не рекомендуется проводить более одного раза по поверхности кистью, а таблица настолько велика, что сделать это одним движением просто невозможно. Вода сразу начинает взаимодействовать с предыдущим слоем и любое движение кисти поднимет пигмент с первого слоя, кисть потянет его за собой по следующим, заполненным другим красками, столбцам. Делая небольшие лессировочные решетки (4х4 или 5х5 цветов) мы можем перекрыть всю ширину/длину таблички одним мазком. Сами квадраты с наложением цвета получаются больше по размеру и нам удобнее оценить получившийся результат, и мы можем более осознанно подойти к выбору групп красок и потом держать листы с упражнениями под рукой, время от времени пользуясь ими.



    Подробнее о решетках в видео

    В видео представлены две решетки, в них обеих я смотрю, как ведут себя при лессировке группы красок, которые противоположны друг другу в цветовом круге. В первой решетке я накладывала зеленые краски из палитры «Белые ночи» («Желто-зеленая», «Зеленая светлая», «Зеленая» и «Окись хрома») поверх розово-фиолетовых («Розовая», «Розовый хинакридон», «Фиолетово-розовая» и «Сиреневый хинакридон»). Во второй – синие краски («Ультрамарин», «Лак синий», «Берлинская лазурь» и «Кобальт синий» поверх оранжевых красок («Кадмий оранжевый», «Золотистая», «Тициановая» и «Охра красная»).

    Практическое задание по теме

    Выполните:
    • Создайте несколько лессировочных решеток, комбинируя группы красок по цвету и свойствам, опираясь на перечисление выше. Цвета подбирайте самостоятельно, выбирая те, что вам хотелось бы изучить больше остальных.

    Оцените результат и сделайте выводы:

    • Определите, какие краски можно накладывать поверх других, а какие не стоит;
    • Аргументируйте, опираясь на знания всех предыдущих уроков, почему получился такой результат.


Удачи в творчестве!
Фото и текст © Голанд Екатерина, 2015



Вернуться