Акварель

Этот обзор будет полезен начинающим художникам, которые еще только формируют свою собственную палитру. На основе своего опыта использования, я постаралась проанализировать краски и пигменты, которые продаются под маркой "Белых ночей". Эти краски наиболее доступны в отношении цена/качество в России, ЗХК "Невская палитра" постоянно работает над улучшением рецептур, а сами краски широко используются профессиональными художниками, студентами и любителями. Статья не откроет ничего нового для наблюдательного человека, который внимательно изучил этикетки на красках и поставил пару эксперементов, но может помочь в самом начале, когда сложно разобраться, с чего начать и что выбрать. Подобным образом можно проанализировать палитру любого производителя.

В данный момент палитра акварельных художественных красок "Белые ночи" состоит из 57 цветов. Так выглядит палитра от производителя:

Акварель
Та же самая таблица, составленная мной из выкрасов каждой краски и ее оригинальной обертки. Не хватает трех оберток, добавлю позже (скачать в большем размере 1600 х 1971 px) :

Акварель
И та же самая таблица на фото: кюветы, заполненные красками. Расставлены в том же порядке, что в палитре производителя:

Акварель
Теперь разберемся подробно, что внутри и из каких красок составлена палитра. Каждая краска имеет свое название, но что более важно - это пигментный состав. Представлены однопигментные краски (в них содержится только один пигмент и связующие вещества), а так же двух-, трех- и даже четырехпигментные краски. Колор-индексы (название пигментов), входящих в состав, указаны латинскими буквами, которые указывают на цвет пигмента и его номер. Например, желтые пигменты (yellow) имеют колор-индекс P.Y., красные (red) - P.R., синие (blue) - P.B. и так далее, где вторая буква в колор-индексе происходит от английского названия цветовой группы.
PW = pigment white
PY = pigment yellow
PO = pigment orange
PR = pigment red
PB = pigment blue
PV = pigment violet
PG = pigment green
PBr = pigment brown
PBk = pigment black
Еще краски различаются по светостойкости (устойчивости к выгоранию), которая у ЗХК обозначается звездочками (*). Три звездочки (***) - светостойкие краски, две (**) - среднесветостойкие краски, одна (*) - малосветостойкие краски.

Таким образом, чтобы было удобно разбираться в имеющихся цветах, перегруппируем палитру следующим образом:

Акварель
Первая группа: светостойкие краски с одним пигментом в составе. Они имеют чистый, открытый цвет.
Вторая группа: несветостойкие краски с одним пигментом в составе. Они имеют чистый, открытый цвет, однако подвержены выгоранию.
Третья группа: краски различной светостойкости, в составе которых два или три пигмента. Сами по себе цвета красивые, но в смесях могут дать грязные оттенки.

Чтобы продолжить изучение красок и выбрать цвета для своей собственной палитры, нужно ввести понятия "чистый" и "грязный" цвет. По моим наблюдениям, понятие "грязь" в акварели довольно субъективно, кому грязь, а кому 50 оттенков серого. Ощущение "грязи" дает не использование какого-то одного "грязного" цвета в каком-то месте работы, а комплексное впечатление, складывающееся из отношений между положенными рядом цветами. Считается, что более трех пигментов в смеси уже дает "грязные" оттенки, которые с большой вероятностью будут выглядеть неплохо на палитре при смешении, однако "стухнут" при высыхании на бумаге. Поэтому основой палитры художника должны стать в первую очередь цвета из первой группы, светостойкие, с одним пигментом в составе. Смешивая две или три краски из этой группы, можно получить практически бесконечное число оттенков. Краски из второй группы будут вести себя так же, если вас не беспокоит недолговечность вашей работы. Краски из третьей группы "подкладывают свинью" неопытному рисовальщику. Они уже состоят из двух или трех пригментов, таким образом в смесях с большой долей вероятности могут дать "грязь". Однако, нет никакого общего правила и многие известные художники используют эти краски для своих работ, но для того, чтобы делать это успешно, надо понять, в каких ситуациях каким образом они будут себя вести. Внимательный экспериментатор, который умеет сравнивать буквы и цифры, предположит, как это вначале сделала я, что некоторые из этих красок можно получить самостоятельно, путем смешивания красок из первой группы. Вот несколько примеров:

Акварель

Смотрим состав "Зеленой оригинальной": P.Y.35, P.G.7, что у нас соответственно "Кадмий лимонный" и "Изумрудно-зеленая";
"Земля зеленая": P.Br.7, P.G.7, что соответственно "Сиена жженая" и "Окись хрома";
"Желто-зеленая": P.G.7, P.Y.3, что соответственно "Изумрудно-зеленая" и "Лимонная".


Акварель

Краски "Лазурно-голубая" и "Бирюзовая" имеют одинаковый пигментный состав: P.B.15:3, P.G.7, однако разный цвет из-за процентного соотношения пигментов в красках. Пигменты в составе - это "Ярко-голубая" и "Изумрудно-зеленая".


Акварель

Похожая ситуация с красками "Индиго" и "Серая Пейна", в их составе три одинаковых пигмента: P.Bk.7 (Сажа газовая), P.B.15 (Голубая), P.V.3 (Фиолетовая) в разном процентном соотношении.


Акварель

"Оливковая" состоит из трех пигментов: P.G.17 (Окись хрома), P.Y.1 (Ганза желтая), P.Bk.7 (Сажа газовая).


Однако, не все так просто, как может показаться сначала. Сотрудники лаборатории ЗХК «Невская палитра» дали такие комментарии к моим наблюдениям: пигменты, имеющие одинаковый колор-индекс, могут иметь различные оттенки, но в то же время одинаковых химический состав. Например, краска «Земля зеленая». Я, как человек, далекий от химии, предположила, что в ее состав входит «Сиена жженая», так как ее колор-индекс P.Bk.7, этот же колор-индекс и в составе «Земли зеленой». Однако, P.Br.7 - это все природные железоокисные коричневые пигменты, и в рецептуре «Земли зеленой» нет «Сиены жженой». В красках «Индиго» и «Серая Пейна» кроме процентного соотношения, есть еще и общее содержание пигментной части в краске. В этих красках оно различно. То есть, мы не получим такой концентрации пигмента, как в готовой краске, путем смешивания. Однако, мои опыты показали, что результат замеса очень близок к готовому варианту. Для себя я сделала вывод, что имеет смысл иметь готовые краски, состоящие из нескольких пигментов, если вы пользуетесь в своих работах этими цветами постоянно. Если же вы используете оттенок раз в год, то можно и смешать.

Ходит мнение, что больше двух-трех красок смешивать нельзя. Иначе появится страшная «грязь». Это не совсем верно, потому что хоть мы и смешиваем краски, на самом деле, мы смешиваем пигменты, а как вы уже поняли, количество их в разных красках может быть от одного до четырех. Если мы берем две краски с одним пигментом и смешиваем их, смесь у нас состоит из двух пигментов. Если же мы берем краски с большим количеством пигментов, то в результате в смеси у нас может быть от трех до семи пигментов! Например, семь пигментов в смеси из красок «Неополитанская желтая» (в составе которой два желтых пигмента (P.Y.42 и P.Y.35), один оранжевый P.O.20 и белила цинковые P.W.4) + «Оливковая» (в составе которой зеленый пигмент P.G.17, желтый P.Y.1 и черный P.Bk.7). А мы ведь смешали всего две краски! А представьте, что вы решили, не думая о составе, добавить еще одну краску из пары пигментов? Уже девять и более пигментов в вашей смеси. В результате такого смешения часто получаются «грязные» цвета, которые «тухнут» после высыхания на бумаге, выглядят глухо и грязно. Обычно это видно глазом, но сложно ему поверить, мы ведь смешали всего-то две-три краски! Понимание состава материалов, которые вы используете, позволит вам эффективнее работать с ними, не полагаться на случай и удачу и знать заранее результат.

Кроме описаных характеристик, краски делятся на лессировочные (прозрачные) и корпусные (непрозрачные), то есть некоторые краски будут прозрачны на бумаге, другие же окажутся более кроющими, что тоже в значительной мере влияет на результат смешения красок между собой и при нанесении слоев краски на бумагу. Как пример: "Лимонная" и "Кадмий лимонный", краски похожи на бумаге, если сделать растяжку, однако совершенно по-разному ведут себя в смесях, так как "Лимонная" - прозрачная краска, а "Кадмий лимонный" - более кроющая. Эти характеристики сейчас никак не отмечены производителем на упаковке. Рекомендую выполнить опыты и сделать несколько базовых упражнений, это поможет вам своими глазами увидеть как ведут себя краски с теми или иными свойствами на бумаге, при смешении и использовать в дальшейшем эти знания в работе.

Как составить свою палитру? На это вопрос вам поможет ответить только ваш опыт и изучение свойств красок и их смесей. Казалось бы, берем все краски из первой группы и дело с концом! Однако, лично я не могу себе представить, как смогла бы прожить без "Охры желтой" и "Золотистой". Многое зависит от того, что именно вы предпочитаете рисовать и в какой гамме чаще всего работаете. Так, некоторые краски у меня кончаются уже после трех-четырех сеансов работы, а некоторые, хоть и находятся в первой группе, лежат нетронутыми годами. Летом на пленэре "Желто-зеленая" и "Земля зеленая" в готовом варианте значительно съэкономят вам время, как и "Лазурно-голубая" и "Бирюзовая", если вы рисуете морские пейзажи. Чаще всего художники не ограничиваются палитрой одного завода-изготовителя и расширяют ее красками различных производителей, потому что в продукции разных заводов есть уникальные цвета, которых, возможно, именно вам не хватало в вашей палитре. Разные заводы-изготовители художественных красок используют разное сырье, и, хоть вы и найдете краски с пигментами, имеющими одинаковый колор-индекс в составе, цвет и качество этих красок может сильно отличаться. Пробуйте, эксперементируйте и со временем вы определите свою идеальную палитру.

Чтобы хоть с чего-то начать, я бы советовала два варианта. Либо приобрести отдельно пустую коробку на 12 или 36 цветов и наполнить красками, купив их поштучно (коробки такие же, как в готовых наборах, продаются пустыми). Либо приобрести готовый набор и дополнять полезными в работе красками, убрав на время "опасные", которые на первых порах могут давать "грязь" от неуместного использования. Формировать набор я советую начать с первой группы светостойких однопигментных красок, обязательно добавив "Охру желтую", "Золотистую", "Желто-зеленую", дополнив набор по желанию красками из второй группы, если параметры светостойкости не имеют для вас значения.
Самый идеальный вариант - купить вообще всю палитру и удариться в эксперименты по составлению смесей, выполняя "Базовые упражнения по работе с акварелью", которые никогда не окажутся лишними и дадут пищу для размышлений и переосмыслений даже опытному художнику. Со временем и опытом вы поймете, без каких красок не можете обойтись, а какими пользуетесь раз в год или вообще не пользуетесь, так сформируется ваша личная коробка акварели. Когда вы будете точно знать, как поведет себя краска в той или иной ситуации, в смесях и лессировках, вам уже не будут страшны самые опасные краски, состоящие из двух-трех-четырех пигментов, потому что сможете уместо использовать их, не получая "грязных" цветов.



Полезные ссылки:

mergot

Официальный сайт Завода художественных красок «Невская Палитра», актуальная палитра акварели, описание красок.

mergot

Мастерская Марины Трушниковой: «Какие краски оставить в своей палитре? Тестирование акварели.»


Удачи в творчестве!
Фото, текст и материалы статьи © Голанд Екатерина, 2015



Вернуться в раздел «Обзоры материалов»Вернуться в раздел «Месяц акварели»